Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение? - Воспитателю - Каталог файлов - Образовательный салон в помощь педагогам ДОУ
Вторник, 06.12.2016, 13:09
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Старшему воспитателю [66]
Материалы в помощь старшему воспитателю, методисту. Аттестация пед.работников, консультации для воспитателей, педсоветы и семинары, контроль и руководство пед.процессом.
Воспитателю [96]
планирование, конспекты занятий, прогулки, диагностические методики, родительские собрания, советы родтелям
Психологу [31]
Диагностические методики, тесты, карты развития, конспекты занятий
Музыкальному руководителю [20]
Сценарии утренников, конспекты занятий, консультации для воспитателей и родителей, диагностика.
Делопроизводство [37]
Приказы по основной деятельности
Руководителю [7]
РЕКЛАМА
  • Предлагаю рабочие программы воспитателей с учетом ФГОС
  • modnaj3175@yandex.ru
  • Статистика

    Онлайн всего: 22
    Гостей: 22
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Файлы » Воспитателю

    Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
    11.03.2011, 06:39

    Как проверить, насколько готов ребенок
    к поступлению в дошкольное учреждение?

     

    Чтобы проверить, насколько ребенок готов к поступлению в дошкольное учреждение, ответьте на следующие вопросы.

     1. Какое общение – эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?

    2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?

    3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?

    4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?

    5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?

    6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?

    7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?

    8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

    Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.

     

    Ясли: плюсы и минусы

     

    «Счастливое детство, счастливый ребенок», – говорят о тех детях, которые легко и сразу привыкают к яслям. Но только счастливых что-то немного. Гораздо чаще мы видим другую картину: в первые дни посещения яслей ребенок возбужден, беспокоен, а в дальнейшем становится заторможенным и вялым. Он словно оглушен тем, что попал в новую, непривычную среду: здесь много незнакомых и не интересующих его (пока!) сверстников, здесь иной, чем дома, режим дня. И взрослые тоже незнакомые и далеко не всегда ласковые. А мама, самый близкий человек, куда-то пропала...

    Эмоциональный шок, испытываемый детьми, резко снижает защитные силы организма. Вот они и начинают то и дело болеть. Отчасти, конечно, причина и в том, что новички «хватают» инфекцию от часто хворающих сверстников, за которыми нет должного ухода дома и которых нередко отправляют в ясли, даже когда они больны. Но все же инфекция не главная, а второстепенная причина. Болезни «прилипают» как раз к тем, кто не может адаптироваться и испытывает сильный стресс при поступлении в ясли.

    Легче привыкают к яслям дети, которым дома недоставало тепла, любви, ласки и заботы. У них заметно снижена способность к состраданию и устойчивой привязанности, невысок уровень умственного развития. Часто они подвижны сверх меры, у них слабо выражен или отсутствует инстинкт самосохранения и нет даже обычных для этого возраста страхов. Такие дети, несомненно, доставляют воспитателям немало хлопот: уж очень они непоседливы и возбудимы. Однако еще больше достается от них эмоционально чувствительным и впечатлительным детям, не способным постоять за себя. Обычная ситуация: возбудимые, расторможенные и вольготно чувствующие себя дети (а матери отдают их в ясли так рано, как только представляется возможным) куражатся над вновь прибывшими, толкают, выхватывают игрушки, мешают спать, а то и просто дерутся. Большинство агрессивно ведущих себя детей имеют от родителей с хроническим алкоголизмом, родителей конфликтных, возбудимых, а то и жестоких, забросивших семью и воспитание. Хватает таких детей и среди недоношенных, появившихся на свет в тяжелых родах, перенесших сотрясение мозга или его воспаление.

             Период, когда  ребенку исполняется год, является самым неблагоприятным для помещения в ясли. У годовалого малыша в этом случае проявляется сильная эмоциональная реакция беспокойства из-за разлуки с матерью и боязнь новых, незнакомых для него людей. Прибавьте к этому перенапрягающее нервную систему резкое изменение привычного образа жизни... Даже и в полтора года помещение в ясли сопряжено со многими подобными проблемами.

             Как ни странно, лучше к яслям может адаптироваться малыш первых месяцев жизни: у него еще нет привязанности к матери, и он легче может привыкнуть к обслуживающему персоналу в яслях. А уже с семи месяцев ребенок заметно привязан к матери, испытывает явное беспокойство при ее уходе, доходящее до чувства тоски, когда ее долго нет. Эта привязанность, а вдобавок и зависимость достигают своего пика как раз к году. Именно в это время малышу требуется поддержка взрослых при освоении столь важных умений, как ходьба, еда, приучение к туалету. В общем, это очень ответственный и в то же время очень ранимый возраст. И нереально (подчеркиваем это!) ожидать от ребенка, что он сможет вот так сразу переключиться на жизнь вне дома, «забыть свою мать», быть веселым и жизнерадостным, любящим чужих для него взрослых.

             К тому же не стоит забывать, что из-за большого количества детей в группе не возникает такой уж любви и даже особенных личных отношений между малышом и воспитательницей. Вдобавок, что греха таить, педагогический опыт многих молодых воспитателей, не имеющих собственных детей, просто мизерный. К сожалению, довольно часто нет никаких критериев профессионального отбора, и нередко вакансии занимают случайные люди.

              К семи месяцам заметно, как ребенок привязан к матери. А с восьми месяцев у детей начинает прослеживаться эмоционально-отрицательная реакция на появление незнакомых, чужих взрослых. Когда при поступлении в ясли облик матери, воплощающий для ребенка ощущение безопасности и комфорта, неожиданно подменяется незнакомыми, непохожими лицами, это вызывает, особенно у впечатлительных детей, рефлекторное чувство страха. Страх перед образом «не-матери» отнюдь не исчезает, если взрослые, пытаясь привлечь внимание ребенка, говорят с ним фальшиво-ласковым, наигранным голосом. Малыш тонко чувствует эту фальшь и вместо ответной улыбки может расплакаться.

    Заметим: боязнь посторонних сохраняется недолго. Уже в год и три месяца, максимум к полутора годам, она заметно уменьшается. До двух с половиной лет живет лишь некоторая робость, застенчивость, смущаемость при встрече с незнакомыми людьми. Но если такие реакции остаются преобладающими, если ребенок при общении со взрослыми постоянно недоверчив, насторожен, то в детском поведении отражаются тревожно-мнительные черты характера родителей, а возможно, и неблагополучие семейных отношений, где царят взаимное недоверие, подозрительность, враждебность.

             Что же происходит дальше в яслях? Через одну-две недели ребенок начинает привыкать к окружающим его взрослым, но вот привыкнуть к сверстникам не может довольно долго, поскольку еще не сложилась потребность общения с ними.

    Другая причина трудностей приспособления к яслям – ломка привычного для малыша образа жизни. Уже в первые месяцы, особенно в начале второго года жизни, у детей складываются определенные привычки: время сна и бодрствования, порядок еды, место за столом, расположение кроватки, любимые игрушки, общение с домашними. Внезапная смена сложившегося образа жизни, необходимость следовать новому режиму, может быть и правильному, рационально продуманному, но отнюдь не приспособленному именно к этому ребенку, порождают состояние растерянности и беспокойства.

             В это время исключительно важно помочь ему особым вниманием и заботой. Опытные воспитательницы эту задачу осознают, однако им, что называется, приходится разрываться на части из-за большого количества беспокойных детей, одновременно оказавшихся в непривычной и чем-то пугающей обстановке. И помочь им всем почти невозможно. Возникает печальный парадокс: чем более индивидуально подходят к ребенку дома, тем труднее ему унифицироваться в яслях. А что уж говорить, если этих трудностей воспитатели вообще не осознают?!

             Когда же здоровые дети готовы посещать ясли и могут пойти туда без особых осложнений? В двухлетнем возрасте. Тогда у них уже нет страха перед незнакомыми взрослыми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее. Положительным будет и нередко лучшая, чем дома, социализация ребенка – приучение его к навыкам самообслуживания и дисциплине.

             «Готовность» к яслям в два года все же не у всех детей одинакова. Существуют половые различия: мальчики привязаны к матери более заметно, чем девочки, и сильнее реагируют на разлуку. Поэтому рекомендовать возраст два года как более благоприятный для адаптации  приходится преимущественно для девочек. У мальчиков такой возраст часто составляет два с половиной года.

             Трудным, а то и невозможным будет посещение яслей соматически и физически ослабленными детьми. Они либо сразу заболевают и, как говорят, не вылезают из болезней, либо чахнут: худеют, даже при отсутствии внешних признаков заболевания постоянно температурят. В ответ на стресс при помещении в ясли мальчики болеют в два раза чаще девочек, зато последние настолько же чаще испытывают страхи. Значительно осложняют ситуацию прививки, сделанные незадолго до посещения яслей, поскольку они в той или иной мере ослабляют защитные силы организма. Так что для часто болеющих детей ясли вообще противопоказаны.

    Особого разговора заслуживают нервно ослабленные дети. Проявления нервности разнообразны – от незначительно выраженных признаков так называемой минимальной мозговой недостаточности и невропатии до неврозов и органической мозговой недостаточности. При всех этих видах нервности детей не стоит отдавать в ясли. При невропатии и неврозах они не успевают адаптироваться к яслям и заболевают, а частые болезни только усиливают их нервность, закрепляют ее на многие годы из-за ослабления защитных сил организма. К тому же в дальнейшем такие дети труднее адаптируются в детском саду, а отчасти и в школе. Что касается других видов нервности, то они создают трудности не столько у самих детей, сколько у их сверстников и воспитателей.

    Итак, вырисовывается ряд психологических и медицинских предостережений относительно посещения яслей. Из психологических факторов, препятствующих посещению яслей до двух–двух с половиной лет, следует отметить заостренную привязанность к матери, беспокойство в ее отсутствие, страх перед незнакомыми лицами, общую боязливость. Из медицинских факторов, препятствующих посещению детского учреждения до трех лет, следует назвать последствия тяжелого течения беременности  и родов, уже отмеченные виды нервности, общую ослабленность ребенка.

    При существующем положении дел ясли (не все, но большинство) могут вызвать некоторое замедление темпа интеллектуального развития, прежде всего у детей из отмеченной нами группы риска. Более того, воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью и гибкостью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни. Жизнь подтверждает правильность поговорки: «Скупой платит дважды», и мы недополучаем в дальнейшем людей, обладающих полноценным творческим мышлением.

    Какой же видится выход из сегодняшней ситуации с яслями? Полностью отказаться от них мы пока не можем, но следует реально видеть как их плюсы (особенно при недостатках семейного воспитания), так и минусы (весьма очевидные в ином случае). 

    Категория: Воспитателю | Добавил: Кузя
    Просмотров: 2615 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    РЕКЛАМА
  • Рабочие программы по ФГОС
  • Моя почта
    Друзья сайта
  • ДЕТСКИЙ САД

  • Каталог сайтов Всего.RUCreate a free website
    Генератор посещений продвижение сайта бесплатно
    PR-CY.ruКаталог сайтов
    Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz