«Познавательное развитие» для детей раннего возраста - Воспитателю - Каталог файлов - Образовательный салон в помощь педагогам ДОУ
Вторник, 06.12.2016, 11:10
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Старшему воспитателю [66]
Материалы в помощь старшему воспитателю, методисту. Аттестация пед.работников, консультации для воспитателей, педсоветы и семинары, контроль и руководство пед.процессом.
Воспитателю [96]
планирование, конспекты занятий, прогулки, диагностические методики, родительские собрания, советы родтелям
Психологу [31]
Диагностические методики, тесты, карты развития, конспекты занятий
Музыкальному руководителю [20]
Сценарии утренников, конспекты занятий, консультации для воспитателей и родителей, диагностика.
Делопроизводство [37]
Приказы по основной деятельности
Руководителю [7]
РЕКЛАМА
  • Предлагаю рабочие программы воспитателей с учетом ФГОС
  • modnaj3175@yandex.ru
  • Статистика

    Онлайн всего: 23
    Гостей: 23
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Файлы » Воспитателю

    «Познавательное развитие» для детей раннего возраста
    09.04.2015, 13:44

     «Познавательное развитие» для детей раннего возраста

    Детство признано лучшей порой в жизни человека, огромным миром, где живут дети — другие, непохожие на взрослых: подвижные, шумные, веселые, любознательные. В детстве дети не готовятся к взрослой жизни, они уже живут: радуются и огорчаются, познают, ищут, чувствуют.

    Развитие в процессе активного исследования окружающего и предметного мира

    Организация образовательного процесса в нашем детском саду основана на том, что дети раннего и дошкольного возраста развиваются в процессе активного исследования окружающего и предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми. Такой подход с самого начала предполагает, что его основным результатом является развитие, а не знания, умения и навыки, пусть даже очень важные. Чтобы познания детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, создать педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста.

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    Актуальность обращения к теме сенсорного развития детей обусловлена появлением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, где развитие любознательности, формирование познавательных действий, формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое) является одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Содержание образовательной области «Познавательное развитие» для детей раннего возраста с использованием интерактивного оборудования

    Тема, задачи

    Оборудование

    Игры и упражнения

    1 этап (начальный). Сентябрь — ноябрь

    1. Цвет.

    Различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий

    «Сухой бассейн с подсветкой и прозрачными шарами»

    «Детский игровой сухой душ»

    Детский зеркальный уголок пузырьковой колонной.

    Детское игровое панно «Светящиеся нити»

    «Красный, желтый, зеленый»

    «Один, много»

    «Какого цвета не стало?»

    «Уточним цвет»

    2. Форма.

    Различать по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    Детское складное кресло «Трансформер»

    «Найди предмет указанной формы»

    «Найди предмет такой же формы»

    «Какая фигура лишняя?»

    3. Величина.

    Различать большие и маленькие предметы

    Игровое тактильное панно «Ежик»

    «Набивные мячи»

    «Какой, самый большой, маленький?»

    «Поймай мячик»

    4. Расположение в пространстве.

    Практически освоить близкое пространство, необходимое для ориентировки и практических действий

    Игровое тактильное панно «Ежик»

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    Детское складное кресло «Трансформер»

    «Положи на место»

    «Собери кубик»

    5. Развитие зрительного восприятия.

    Овладеть способами зрительного соотнесения предметов и выполнять соотносящие действия

    «Фонтан водный»

    Детское игровое панно «Светящиеся нити»

    «Светлячки»

    «Ручейки»

    6. Развитие слухового восприятия.

    Уметь сосредоточиться на звуке, улавливать и реагировать на звуки

    «Фонтан водный»

    Панель светозвуковая "Музыкальные квадраты"

    «Ручеек шумит»

    «Громко — тихо»

    7. Развитие осязания.

    Уметь обследовать предмет

    «Детская подушка с гранулами»

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    «Набивные мячи»

    «Волшебный мешочек»

    «Определи на ощупь

    «Узнай фигуру»

    «Найди пару»

    2 этап (основной). Декабрь — февраль

    1. Цвет

    Узнавать знакомые предметы по цвету, группировать их, сравнивать прикладыванием рядом

    «Сухой бассейн с подсветкой и прозрачными шарами»

    «Детский игровой сухой душ»

    «Детская сенсорная дорожка»

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    «Найди и принеси»

    «Такой, не такой»

    «Ваза с цветами»

    2. Форма

    Узнавать знакомые предметы по форме. Группировать предметы по образцу, сравнивать, прикладывая или накладывая друг на друга

    Напольный сенсорный коврик «топ-топ»

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    «Ветерок»

    «Угадай, что за фигура»

    3. Величина

    Группировать по образцу; сравнивать прикладыванием и наложением

    Игровое тактильное панно «Ежик»

    «Набивные мячи»

    «Один — много»

    «Большой — маленький»

    4. Расположение в пространстве.

    Различать далекие и близкие расстояния; различать направления: вверху, внизу, спереди, сзади

    Модуль для прогона шаров открытый настенный.

    Напольный сенсорный тренажер коврик «Топ-топ»

    Детское складное кресло «Трансформер»

    «Высоко — низко»

    «Построй башню»

    5. Развитие зрительного восприятия.

    Сопоставлять свойства предметов на основе зрения. Воспринимать предмет по признакам.

    «Фонтан водный»

    «Детское игровое панно звездное небо»

    «Светящиеся нити»

    «Сухой бассейн с подсветкой и прозрачными шарами»

    «Укройся шарфиком»

    «Погрей ручки»

    «Найди котенка»

    6. Развитие слухового восприятия.

    Узнавать звуки природы, животных и птиц, звуки предметов

    «Панель светозвуковая интерактивная «Лестница света»

    «Музыкальная подушка»

    «Модуль для прогона шаров открытый настенный».

    «Громко — тихо»

    «Угадай животное»

    7. Развитие осязания.

    Овладение приемами дифференцирования различных признаков и свойств предметов

    «Детский игровой сухой дождь»

    «Напольный сенсорный тренажер коврик «Топ-топ»

    «Игровое тактильное панно «Ежик»

    «Играю с радугой»

    «Построй башню»

    «Гладкий — шершавый»

    3 этап (заключительный). Март — май

    1. Цвет.

    Различать основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнавать знакомые предметы по цвету, группировать их, сравнивать прикладыванием рядом

    «Сухой бассейн с подсветкой и прозрачными шарами»

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    «Найди пару»

    «Ваза с цветами»

    2. Форма.

    Различать по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Группировать предметы по образцу, сравнивать, прикладывая или накладывая друг на друга

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    «Одеваем клоуна»

    «Угадай, что за фигура»

    3. Величина.

    Различать большие и маленькие предметы; группировать по образцу; сравнивать прикладыванием и наложением

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    «Что изменилось»

    4. Расположение в пространстве.

    Практически освоить близкое пространство, необходимое для ориентировки и практических действий; различать далекие и близкие расстояния; различать направления: вверху, внизу, спереди, сзади

    «Детский игровой сухой душ»

    «Игровое тактильное панно «Ежик»

    «Что изменилось»

    5. Развитие зрительного  восприятия.

    Овладеть способами зрительного соотнесения предметов и выполнять соотносящие действия; сопоставлять свойства предметов на основе зрения. Воспринимать предмет по признакам

    «Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»

    «Детский коврик «Млечный путь»

    «Дождик, капай веселей»

    «Звездочки»

    6. Развитие слухового восприятия.

    Уметь сосредоточиться на звуке, улавливать и реагировать на звуки. Различать звуки природы, животных и птиц, звуки предметов

    «Панель светозвуковая интерактивная

    «Лестница света»

    Панель светозвуковая интерактивная панель "Музыкальные квадраты"

    « Музыкальная подушка»

    «Угадай, что звучит»,

    «Чей голос»

    «Зажги огонек»

    7. Развитие осязания.

    Уметь обследовать предметы. Использовать осязание в процессе ориентировки в окружающих предметах. Овладеть приемами дифференцирования различных признаков и свойств предметов

    «Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»

    Полифункциональный набор «Черепаха»

    «Поймай огонек»

    «Делай, как я»

    Системно-деятельностный подход

    Стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию образовательного процесса. Он направлен на решение задач по созданию благоприятных условий развития детей, их творческого потенциала, развития их социальных, интеллектуальных способностей, компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандарта, поэтому данная тема для нас актуальна. Отвечая требованиям времени, стандарт делает акцент на содержательно-насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную предметно-пространственную среду.

    В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными. Значительная часть этих игр и игрушек характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением. Поэтому перед нами стояла задача: с одной стороны, предоставить определенную свободу исследования для детей, резерв свободного времени и места для разворачивания игр, что является необходимым условием активности познания ребенка; и, с другой стороны, следовать всем принципам предметно-развивающей среды, обозначенных выше.

    Эффективность педагогической деятельности

    Эффективность педагогической деятельности обеспечивается организацией целенаправленного и грамотного руководства во всех структурах образовательного процесса дошкольного учреждения. Советом образовательного учреждения было составлено обращение главе администрации района с обоснованием необходимости приобретения интерактивного оборудования для детей, посещающих детский сад. Выделенные дополнительные денежные ассигнования внесены в план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год.

    Приобретение и организация сенсорной комнаты в нашем учреждении — долгожданное событие для всех участников образовательного процесса. Для качественного, регламентированного и системного функционирования сенсорной комнаты заведующим, старшим воспитателем, педагогом-психологом и учителем-дефектологом учреждения была оформлена соответствующая документация, разработаны локальные акты.

    Сенсорная комната

    В первую очередь было утверждено Положение о сенсорной комнате. В соответствии с ним для координации работы специалистов в сенсорной комнате назначается компетентный, специально обученный педагог, который оставляет план работы комнаты, разрабатывает документацию, ответственен за оборудование.

    Им составляется:

    • паспорт помещения;
    • график работы сенсорной комнаты (группы, специалисты, время);
    • журнал учета групповых форм коррекционно-развивающей работы (ответственный, состав детей, цели и задачи посещения, задействованное оборудование);
    • журнал учета индивидуальных форм работы (ответственный, ребенок, цели и задачи посещения, задействованное оборудование);
    • перспективный план развития помещения;
    • методические рекомендации;
    • аннотации к оборудованию.

    Сенсорная комната — это полифункциональная интерактивная среда, которая в увлекательной форме знакомит маленького ребенка с особенностями и свойствами предметов, помогает познать окружающий мир, создает условия для их творческой деятельности. В условиях сенсорной комнаты дети раннего возраста имеют возможность осуществлять предметную деятельность, играть с составными и динамическими игрушками; экспериментировать с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общаться с взрослым и сверстниками под руководством взрослого, проявлять двигательную активность. Варианты использования интерактивного оборудования с детьми раннего возраста представлены в табл. 2.

    Таблица 2

    Полифункциональность оборудования сенсорной комнаты для познания окружающей действительности и формирования представлений о внешних свойствах предметов

    Оборудование

    Варианты использования

    1.

    Детская подушка с гранулами

    Можно использовать в качестве сидения.

    Гранулы наполняющие подушку приятно мять в руках, и занятие с ней может надолго увлечь ребенка.

    Способствует мягкой тактильной стимуляции.

    Подушка мобильна. Ребенок сам способен перемещать туда, куда ему надо. Например, для решения проблемной ситуации: «Заберись в высокий сухой бассейн!»

    2.

    Сухой бассейн с подсветкой и прозрачными шарами

    Наблюдение за изменением цвета шариков, осознанный выбор того или иного шарика.

    Управление цветовым сопровождением.

    Знакомство и закрепление понятия шар.

    Количественные представления (много, один)

    3.

    Детское складное кресло «Трансформер»

    При конструировании предмета осуществляется в действии анализ и синтез (меняется форма и размер)

    4.

    Детский игровой сухой душ

    Закрепляет знания о цветах, понятие «один — много»

    Стимулируют тактильные ощущения.

    Помогает восприятию пространство (далеко-близко)

    5.

    Детское игровое панно «Светящиеся нити»

    Стимулирует зрительное (светящие нити и их отражение в зеркале) и тактильное ощущения (нити можно сгибать, соединить между собой).

    Развивает количественное представление (одна нить и много) и представление о цвете (можно вытянуть по одной нити разного цвета)

    6.

    Модуль для прогона шаров открытый настенный

    Наблюдение за движущимся предметом.

    Формируется представление о положении предмета в пространстве (высоко-низко) формирование слухового и зрительного сосредоточения (медленно - быстро катится)

    7.

    Фонтан водный

    Звук журчащей воды стимулирует слуховое ощущение.

    Наблюдение за источником воды стимулирует зрительный и слуховой анализаторы

    8.

    Панель светозвуковая интерактивная «Музыкальные квадраты»

    Экран с разноцветными ячейками и платформа с цветными мягкими квадратами способствуют развитию навыков различения цветов, тактильных ощущений.

    Звучание нот развивает музыкально-сенсорных способностей: слух, память, ритмическое чувство.

    Помогает сформировать у детей представления о свойствах музыкальных звуков

    9.

    Настенный модуль для упражнений в развитии запястья - движение по прорези

    Модуль предназначен для развития запястья, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям.

    Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме

    10.

    Световой стол для рисования песком

    Способствует раскрытию творческих способностей, цветоощущению, обогащает эмоциональный уровень, учат взаимодействию с взрослыми.

    Во время рисования, происходит развитие воображения, мелкой моторики, сенсорное восприятие становится более чутким

    11.

    Рамки со шнуровкой.

    Рамки с бантами.

    Рамки с молнией.

    Рамки с пуговицами и т. д.

    19

           

    Общедидактические принципы

    Как сделать нашу работу систематизированной и эффективной? Прежде всего, необходимо соблюдать общедидактические принципы, главными из которых для нас стали следующие.

    1. Принцип индивидуального подхода. Данный принцип обеспечивает учет индивидуальных особенностей, способностей, интересов ребенка через отслеживание листов адаптации, анкетирование родителей, анализ карт наблюдений за детьми и через индивидуальное игровое взаимодействие взрослого и ребенка, что возможно в отдельном помещении сенсорной комнаты.
    2. Принцип этапности. Система работы разделена условно на три этапа. На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог налаживает эмоциональный контакт с ребенком. Малышей постепенно знакомят с оборудованием и способами взаимодействия с ним. По мере овладения ребенком различными навыками на протяжении основного и заключительного этапов постепенно усложняются задания, увеличивается количество стимулов для малыша. Сначала ребенку дается возможность самому в тишине обследовать комнату, педагог ненавязчиво акцентирует внимание на одном предмете или объекте, затем добавляется звуковое или световое сопровождение. К концу года ребенок может легко освоить за одно посещение комнаты 3-4 упражнения с различными стимулами.
    3. Принцип активности. Освоение игрового интерактивного материала происходит при достаточном уровне активности самого ребенка. Если ребенок мотивирован, ему легче усваивать представления об объектах окружающего мира. Поэтому педагог всегда создает мотивационную игровую ситуацию, все упражнения построены в игровой форме, объединены единой сюжетной линией.
    4. Принцип непрерывности. Непрерывный подход обеспечивается за счет того, что в сенсорной комнате решаются те же образовательные задачи, которые присутствуют на протяжении всего педагогического процесса. Некоторые материалы сенсорной комнаты легко могут переноситься в другие помещения, что очень удобно. С ними могут работать дети непосредственно в группе. Так же данный принцип обеспечивается единством тематического планирования и тесным взаимодействием с родителями.

    Сложной и значимой частью нашей работы стало планирование непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми раннего возраста. Используя метод блочного планирования, мы выделили структурные составляющие — блоки, которые позволяют распределить задачи не только по видам деятельности, но и по этапам реализации (табл. 3).

    Таблица 3

    Формирование представлений о внешних свойствах предметов и познание окружающей действительности (ранний возраст)

    Задачи

    Формирование сенсорных эталонов

    Формирование перцептивных действий

     

    Формирование творческого восприятия

    Мероприятия для формирования родительской компетентности

    1

    Формировать представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов, познакомить со звуками окружающего мира.

    Способствовать накоплению разнообразного сенсорного опыта.

    Развивать зрительно-тактильные ощущения, формировать представления о свете и темноте

    Создавать условия для развития действий с предметами в соответствии с их свойствами.

    Знакомить с простейшими приемами установления тождества и различия формы однородных предметов, умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

    Формировать представления о простейших действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).

    Учить детей выполнять простейшие действия с предметами и правильно применять их

    Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

    Стимулировать внимание к свойствам предметов, обеспечить приток новых впечатлений

     

    Информация, которая транслируется посредствам интернет-ресурсов, совместная деятельность в сенсорной комнате и личное консультирование.

    Ознакомительная презентация «Волшебный мир сенсорной комнаты».

    Консультация: «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?».

    Консультация: «Когда и как начинать изучать с ребенком цвета».

    Мастер-класс для родителей.

    «Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте».

    Картотека: «Игры – развлечения с детьми дома»

    2

    Развивать умения различать основные цвета, фигур, размеры, величину (большой-маленький), количество (один-много).

    Стимулировать детей соотносить предметы по цвету, форме, величине

    Совершенствовать разнообразные действия с предметами.

    Способствовать достижению результата в действиях с предметами.

    Формирование способности детей управлению движениями в пространстве (чувство пространства)

    Способствовать накоплению зрительно-осязательных, слуховых  впечатлений

    3

    Закреплять умение группировать предметы по величине, цвету, форме.

    Стимулировать предметное восприятие в процессе игровой деятельности.

    Активизировать употребление слов, обозначающих свойства предметов и действия с ними

    Совершенствовать зрительные, слуховые, тактильные ощущения.

    Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, слух, зрение.

    Упражнять детей в различении,  сопоставлении и назывании основных цветов.

    Формировать умение включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним.

    Закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения предметами.

    Совершенствовать координационные способности детей.

    Упражнять в установлении сходства и различия между предметами

    Обеспечить соединение чувственного опыта со словом.

    Совершенствовать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи свойств хорошо знакомых предметов

     

     

     

    Важно! Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный способ исследования окружающих предметов и явлений. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

    Поэтому именно для детей мы создали новые условия в виде сенсорной комнаты, которая сама по себе является стимулом к активным действиям ребенка и проявлениям эмоций. А мы знаем, что именно эмоции определяют специфику раннего возраста, которых так не хватает современным детям.

    Родители приглашаются на совместные игры в сенсорную комнату, где знакомятся со способами развивающего взаимодействия с детьми. Совместная деятельность родителей и ребенка — залог гармоничного развития малыша. Педагоги осваивают новые методические приемы с опорой на интерактивное оборудование. Отвечая на вопросы родителей, мы не только рассказываем о реализации системно-деятельностного подхода с использованием потенциала сенсорной комнаты в детском саду, но и даем рекомендации, как создать самим и использовать различное домашнего оборудование для познания окружающей действительности и формирования представлений о внешних свойствах предметов для детей раннего возраста.

    Категория: Воспитателю | Добавил: Кузя
    Просмотров: 1920 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
    РЕКЛАМА
  • Рабочие программы по ФГОС
  • Моя почта
    Друзья сайта
  • ДЕТСКИЙ САД

  • Каталог сайтов Всего.RUCreate a free website
    Генератор посещений продвижение сайта бесплатно
    PR-CY.ruКаталог сайтов
    Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz