Празднично-событийные циклы в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания - Воспитателю - Каталог файлов - Образовательный салон в помощь педагогам ДОУ
Вторник, 06.12.2016, 13:14
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Старшему воспитателю [66]
Материалы в помощь старшему воспитателю, методисту. Аттестация пед.работников, консультации для воспитателей, педсоветы и семинары, контроль и руководство пед.процессом.
Воспитателю [96]
планирование, конспекты занятий, прогулки, диагностические методики, родительские собрания, советы родтелям
Психологу [31]
Диагностические методики, тесты, карты развития, конспекты занятий
Музыкальному руководителю [20]
Сценарии утренников, конспекты занятий, консультации для воспитателей и родителей, диагностика.
Делопроизводство [37]
Приказы по основной деятельности
Руководителю [7]
РЕКЛАМА
  • Предлагаю рабочие программы воспитателей с учетом ФГОС
  • modnaj3175@yandex.ru
  • Статистика

    Онлайн всего: 18
    Гостей: 18
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Файлы » Воспитателю

    Празднично-событийные циклы в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания
    09.04.2015, 13:45

    Празднично-событийные циклы в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания

    «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному, переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

    Д. С. Лихачёв

    Нравственно-патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Национальная доктрина образования РФ, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначают социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Поэтому в современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к гражданскому и патриотическому воспитанию.

    Исходя из нашего опыта работы в данном направлении можно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

    Мы считаем, что задача педагогов и родителей — с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества: воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

    В современной дошкольной педагогике используются различные формы патриотического воспитания, начиная с традиционных занятий и бесед, экскурсий к памятным местам и заканчивая созданием музеев, участием в акциях.

    Наряду с традиционными формами работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, педагоги нашего образовательного учреждения выстраивают работу по данному направлению, используя событийный подход, идея которого — включение в образовательный процесс празднично-событийных циклов.

    Праздник — это всегда событие, занимающее важное место в общественном сознании. Это событие связано с совместным проживанием и переживанием содержания, которое относится к жизни общности. Оно заключается не в том, чтобы нарядиться, спеть и станцевать, а в восстановлении смысла праздника (что мы празднуем и для чего). «Проживание» содержания становится для участников образовательного процесса событием и позволяет воспитанникам выделить и освоить в сознании духовные ценности и общепринятые нормы, приобщиться к народной культуре.

    События в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста в нашем понимании — проживание важных и значимых для всех участников образовательного процесса праздничных циклов. При этом происходит пересечение норм, ценностей и смыслов участников в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространстве, возникающем через открытое межпозиционное взаимодействие.

    События организуются таким образом, что ребенок получает поле:

    • для выбора деятельности и формы ее организации в соответствии со своими возможностями и потребностями;
    • для кооперации с другими участниками.

    В процессе «проживания» событий проектируются новые образцы совместной деятельности:

    • «Совет мудрейших», который избирается самими детьми;
    • творческая мастерская совместно с родителями;
    • организация контрольно-оценочной деятельности воспитанников.

    Работа по организации событий включает три этапа:

    • подготовку;
    • кульминацию;
    • рефлексию.

    Этапы длятся от двух недель и более, в зависимости от реализации задач, сохранения интереса детей, наличия ресурсов. Их называют «событийными неделями».

    На этапе подготовки участниками событий восстанавливается смысл праздника, выстраивается замысел и сценарий праздника, организуется подготовка к празднику с включением каждого участника в работу.

    Педагог организует различные виды детской деятельности, направленные на понимание воспитанниками содержания праздника:

    • что будем праздновать;
    • для чего;
    • для кого это важно;
    • кому это нужно;
    • почему для людей это стало событием.

    Затем дети совместно с воспитателями заполняют «экран идей», на котором обозначают свои предложения по поводу различных форм для кульминации события (празднования). Защищают свои идеи на «Совете мудрейших», отвечая на вопросы:

    • какое дело выбрали, почему?
    • кто будет участвовать?
    • как это будет выглядеть?

    На этом этапе все участники событий готовятся к празднику:

    • организуется деятельность в группах;
    • работает творческая мастерская (дети и взрослые);
    • Дома дети готовятся к празднованию вместе с родителями.

    Приведем пример такой подготовки.

    В рамках празднования 75-летия образования ХМАО — Югра, состоялось событие «Мы — дети Югры». Его содержание: дети поняли, что Югорский край — неповторим, в нем живут и работают сильные духом люди, которые любят родную землю и стремятся сделать этот край еще краше и богаче.

    Родной Нефтеюганск — молодой город, но уже со своими сложившимися традициями и культурой. Мы — маленькие жители этого города — являемся его частью, наши родители трудятся на его благо и процветание.

    На утреннем сборе проходило обсуждение о важности предстоящего события, дети предлагали интересные идеи для его кульминации и заполнили «Экран идей». Чтобы празднование запомнилось надолго, дети и взрослые предлагают различные интересные дела, обосновывая свой выбор.

    В рамках событийных недель реализовались совместные проекты «Взрослые и дети»:

    • «История моей семьи в истории края»;
    • «Красная книга Югры»;
    • «Любимый уголок моего города».

    В процессе проектноой деятельности дети посетили краеведческий музей, где познакомились с природой родного края, с животными, населяющими тайгу, с национальными традициями коренных жителей Югры.

    Параллельно на занятиях по речевому развитию были прочитаны рассказы, стихотворения о городе, о людях, населяющих территорию округа, их деятельности. На музыкальных — разучивали песни о городе, танцы разных народов, проживающих в Нефтеюганске. На физкультуре дети знакомились с играми народов Севера.

    На протяжении всего события работала творческая мастерская, где дети совместно с родителями:

    • мастерили поделки из природного материала;
    • организовали выставку рисунков на темы: «Животные тайги», «Важная профессия — нефтяник»;
    • фотовыставку «Любимый уголок родного города» и т. д.

    Кульминация — этап реализации праздника, в время которого каждый участник включается в работу, исходя из своего понимания происходящего.

    Так кульминацией события «Мы — дети Югры» стал семейный фестиваль национальных культур «Край Югорский, край родной». На фестивале можно было встретить представителей чувашской, татаро-башкирской, украинской и кавказской культуры. Участники фестиваля в творческой форме рассказали о своих корнях, национальных обычаях, а приготовленные в домашних условиях блюда традиционной кухни покорили всех членов жюри.

    Рефлексия — заключительный этап, наиболее важный. Для обобщения личных смыслов каждого ребенка, для того, чтобы праздник стал значимым для всех и превратился в событие общности, организуется работа по пониманию праздника.

    Участники события обсуждают, что и как праздновали, что поняли, что пережили, что это значит для страны, города, детского сада, других и для меня. При этом:

    • происходит передача ребенком в знаке-символе смысла праздника;
    • празднование анализируется (ребенок рассказывает, что получилось, что не получилось);
    • идет накопление организационного и сценарного опыта детей и взрослых.

    На этом этапе организуется контрольно-оценочная деятельность воспитанников:

    • оцениваются личные достижения;
    • определяется степень участия воспитанников и родителей в замысливании, подготовке, проведении и обсуждении празднования.

    Личные достижения дети размещают на «Лестнице успеха» в соответствии с количеством набранных баллов. По окончанию «событийных недель» дети и родители, наборавшие максимальное количество баллов, награждаются призами и грамотами.

    По завершению празднично-событийного цикла педагогами осуществляется анализ:

    • для каких участников праздника мероприятие стало событием?
    • в чем именно состояло событие?
    • какое содержание переживалось и составляло единство переживания?
    • было ли разделение на активных и наблюдающих, если да, то на каких этапах?

    Диагностика позволила выяснить, что проживая событие «Мы — дети Югры», дети:

    • приобрели первичные преставления об истории города, символике, достопримечательностях;
    • познакомились с именами тех, кто основал и прославил город;
    • проявили интерес к событиям городской жизни;
    • отразили свои впечатления в продуктивной деятельности.

    Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Важная задача в организации событийных недель — включение родителей в планирование, проведение и анализ празднования.

    Родители являются активными участниками всех празднично-событийных циклов:

    • работают в творческих мастерских;
    • совместно с детьми и педагогами готовятся к кульминации события;
    • помогают в оформлении фотовыставок;
    • участвуют в конкурсах рисунков, поделок.

    Принимая участие в «Совете мудрейших», родители отбирают интересные идеи детей и взрослых по проживанию событий, составляют сценарии мероприятий.

    В рамках событийных недель дети и взрослые реализуют межсемейные тематические проекты. Семьи воспитанников объединяются в малые группы для совместной работы, что способствует их сближению, установлению положительных взаимоотношений между ними. При этом ребенок видит образцы взаимодействия и отношений.

    Эффективная форма работы с родителями — семейные гостиные. В гостиной семьи представляют свои проекты, участвуют в конкурсах разной направленности. Это дает возможность обмениваться опытом:

    • по нравственно-патриотическому воспитанию;
    • по сближению родителей и детей;
    • по выявлению семейных традиций, увлечений;
    • по проявлению инициативы, активности и творчества.

    Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. Она должна быть такой, чтобы занимаясь различными видами деятельности, ребенок постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.

    Дидактические настольные игры — лото, разрезные картинки, пазлы, домино и т. п. — содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями жителей разных национальностей. Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребенка, удобно расположены и постоянно меняются в соответствии с темой события.

    Эта разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. При этом важно не только то, что происходят изменения в сознании наших воспитанников, но и то, что в результате такой деятельности меняется позиция педагогов и родителей. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к Родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.

    Категория: Воспитателю | Добавил: Кузя
    Просмотров: 1714 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    РЕКЛАМА
  • Рабочие программы по ФГОС
  • Моя почта
    Друзья сайта
  • ДЕТСКИЙ САД

  • Каталог сайтов Всего.RUCreate a free website
    Генератор посещений продвижение сайта бесплатно
    PR-CY.ruКаталог сайтов
    Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz