Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет - Воспитателю - Каталог файлов - Образовательный салон в помощь педагогам ДОУ
Вторник, 06.12.2016, 13:11
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Старшему воспитателю [66]
Материалы в помощь старшему воспитателю, методисту. Аттестация пед.работников, консультации для воспитателей, педсоветы и семинары, контроль и руководство пед.процессом.
Воспитателю [96]
планирование, конспекты занятий, прогулки, диагностические методики, родительские собрания, советы родтелям
Психологу [31]
Диагностические методики, тесты, карты развития, конспекты занятий
Музыкальному руководителю [20]
Сценарии утренников, конспекты занятий, консультации для воспитателей и родителей, диагностика.
Делопроизводство [37]
Приказы по основной деятельности
Руководителю [7]
РЕКЛАМА
  • Предлагаю рабочие программы воспитателей с учетом ФГОС
  • modnaj3175@yandex.ru
  • Статистика

    Онлайн всего: 20
    Гостей: 20
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Файлы » Воспитателю

    Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет
    09.04.2015, 13:47

    Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет (один год обучения)

    Актуальность:

    Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

    Дидактические игры включают в себя

    сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

    В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи

    В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

    Цель сенсорной работы в 1, 5-2 года

    Развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества). Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности. Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

    Методы:

    Игровой метод (дидактические игры. Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов. Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

    Формы организации деятельности:

    групповая; подгрупповая; индивидуальная.

    Литература:

    1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М. :1988, с. 3-14, 34-80.

    2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграфкнига», 1973, с. 16-27

    3. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82, 162-163.

    Краткое описание содержания работы:

    содержит "Тему занятия", "Цель и содержание", "Дидактический материал"

    сентябрь

    1 и 2 - Подготовительная работа.

    3 и 4 - Диагностика: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания. Использованы игрушки и игры из уголка сенсорного развития.

    5 - «большой», «маленький»: Познакомить детей с понятиями «большой» и «маленький» и учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». Использованы фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые) .

    октябрь

    :

    1 - «такие же» (одинаковые, похожие) : Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые» (наложение, приложение, совмещение). Использованы круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего) .

    2 - «большой», «маленький»: Продолжать учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький» и оперировать ими. Использованы фигурки квадратов (кругов) трех размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего.

    3 - «частички»:Формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т. д. Учить использовать знакомые геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т. п. Использованы: геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка.

    4 - «такие же» (одинаковые) : Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего.

    5 - «разные»: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре.

    ноябрь

    :

    1 - «вкладыши»: Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм. Использованы гни геометрического куба (геометрические фигурки к ним) каждому ребенку.

    2 - «разные»: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы квадраты и прямоугольники одинаковые по цвету, величине, фактуре.

    3 - «геометрическое лото»: Учить детей узнавать контуры знакомых геометрических фигур, изображенные на карточках. Использованы карточки для геометрического лото с двумя видами геометрических фигур: круг и квадрат (различия в цвете) .

    4 - «цветные палочки»: Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». Использованы палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

    5 - «фигурки»: Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы. Использованы геометрический куб с фигурками.

    4 и 5 - Каникулы.

    декабрь

    :

    1 - «цветные палочки»: Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре. Использованы палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.

    2 - «бусинки»: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Использованы веревки по количеству детей, бусинки.

    3 - «частички»: Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т. д. Учить использовать знакомые плоские геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т. п., пользуясь терминами «похож», «такое же как», «напоминает». Использованы геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка. Для продуктивности данного вида деятельности можно использовать не только круги, квадраты и треугольники, но и ввести другие многоугольники (5, 6, 8 угольники) без указания точного названия через использование понятия «многоугольник – потому что много углов».

    январь

    1 и 2 - Каникулы.

    3 - «бусинки»: Повторять и закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Использованы веревки по количеству детей, бусинки нетрадиционной формы: макароны, геометрические бусины, стержни от фломастеров и т. д.

    4 - «курочка и цыплята»: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Использованы мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, желтого цвета) .

    5 - «уголки»: Продолжать целенаправленную работу по ознакомлению с многоугольниками через использование многоугольников в создании разнообразных картин. Использованы разнообразные многоугольники (по цвету, величине и количеству уголков) .

    февраль

    :

    1 - «домики и флажки»: Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Использованы мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, красного цвета) .

    2 - «огоньки ночью»: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания. Использованы гуашь красная, зеленая, желтая, синяя, кисть средней толщины, черная бумага форматом с альбомный лист, то есть А4.

    3 - «снежинки»: Продолжить подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Закрепить технике нанесения мазка способом примакивания. Акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти. Использованы гуашь красная, зеленая, белая, синяя, кисть средней толщины, черная или синяя бумага форматом с альбомный лист, то есть примерно А4.

    4 - «апельсин»: Проводить детей к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением. Использованы гуашь красная, оранжевая, желтая, кисть средней толщины, синяя бумага 1/2.

    5 - «частички»: Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из самых разных частей, при объединении которых можно получить что-то целое. Использованы пазлы с крупными и легко узнаваемыми картинками для детей (от 2 деталей и более)

    март

    :

    1 - «елочки и грибочки»: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету. Использованы мозаика или элементы конструктора «лего» (зеленого, красного цвета) .

    2 - «гуси с гусятами»: Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из пяти предложенных. Использованы мозаика или элементы конструктора «лего» (белого, желтого цвета) .

    3 - «помоги куклам найти свои игрушки»: Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. Использованы куклы однотонных платьях (или с разноцветными бантиками) 8 цветов, грибочки и палочки.

    4 - «бусинки большие и маленькие»: Продолжать учить детей чередовать предметы по величине. Использованы шнурки, бусинки разной величины и фактуры.

    5 - «частички»: Закреплять представление о том, что все окружающие предметы состоят из самых разных частей, при объединении которых можно получить что-то целое. Использованы пазлы с крупными и легко узнаваемыми картинками для детей (от 4 деталей и более) .

    апрель

    :

    1 - «бусинки»: Учить детей чередовать предметы по форме. Использованы шнурки, бусинки.

    2 - «двухцветная игра»: Учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства. Использованы два ведёрка (большое-красное, маленькое-желтое, игрушки желтого и красного цвета, чудесный мешочек, игрушки Кошка и Собачка.

    3 - «бусинки»: Учить детей чередовать предметы по цвету. Использованы шнурки, бусинки.

    4 - «шарики»: Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Использованы шарики разного цвета.

    5 - «большой», «маленький»: Закрепить умение детей подбирать предметы по величине, используя в обиходе слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»; формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине. Использованы игрушки разной величины.

    май

    1 - «форма»: Учить детей различать и называть знакомые геометрические объемные формы: шарик, кубик, кирпичик, пирамида. Использованы ш, кирпичики и кубики и т. д. по количеству детей.

    2 - «подбери по цвету»: Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету. Использованы палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.

    3 - «умелые ручки»: Формировать навык соотношения качеств. предметов с их образом. Учить детей делать умозаключения, сравнивать предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя. Использованы книга, кусочки ваты, камушки, перья, колючие резиновые шарики по количеству детей.

    4 - «форма»: Продолжать учить детей различать и называть знакомые геометрические объемные формы: шарик, кубик, кирпичик, пирамида, конус и шар. Использованы шарики, кирпичики и кубики и т. д. по количеству детей.

    5- Диагностика: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания. Использованы игрушки и игры из уголка сенсорного развития.

    Категория: Воспитателю | Добавил: Кузя
    Просмотров: 1662 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    РЕКЛАМА
  • Рабочие программы по ФГОС
  • Моя почта
    Друзья сайта
  • ДЕТСКИЙ САД

  • Каталог сайтов Всего.RUCreate a free website
    Генератор посещений продвижение сайта бесплатно
    PR-CY.ruКаталог сайтов
    Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz